Рассказы об оружии. САУ СУ-76М

73


Как только не обзывали эту машину, как не критиковали. Тем не менее, выпущенная в количествах, уступающим только Т-34, СУ-76 стала надежным спутником пехоты как в обороне, так и в наступлении.



СУ-76 была создана на базе легкого танка Т-70, в первую очередь, как мобильное средство сопровождения пехоты. Именно так, и никак иначе. Именно нерациональное использование САУ и повлекло за собой большие и неоправданные потери в первое время и критику в адрес самоходки.


Легкая самоходная артиллерийская установка СУ-76 (СУ-76М).



Эта машина использовалась в качестве орудия сопровождения пехоты (конницы), а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми машинами СУ-76М была малоэффективна из-за слабой броневой защиты корпуса и недостаточной мощности орудия. С оговорками, правда.

Большую критику вызывала открытая сверху боевая рубка. Кстати, по первоначальному плану боевое отделение было полностью закрыто броней, но в ходе работ по модернизации от бронированной крыши отказались.



Несмотря на то, что противопульное бронирование являлось слабостью САУ, машины этого типа широко использовались в боевых действиях. Имея в боекомплекте различные типы боеприпасов, СУ-76М могли поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника.

Достаточно сказать, что подкалиберный снаряд, появившийся в 1943 году, с дистанции 500 метров пробивал броню толщиной 100-мм. Но на такую дистанцию выстрела к «Тиграм» подойти было не просто.

Легкие самоходно-артиллерийские установки в годы Великой Отечественной войны создавались на базе легких танков Т-60 и Т-70 с установкой в броневой рубке 76,2-мм орудия ЗИС-З на заводах:

завод №38 (главный конструктор М.Н. Щукин)
Завод №40 (главный конструктор Л.Ф. Попов)
Горьковский автозавод (зам. главного конструктора Н.А. Астров).

Всего было выпущено 14 280 САУ СУ-76 и СУ-76М.



Командир машины и заряжающий находились у правого борта броневой рубки, наводчик - слева от пушки.



Рабочее место механика-водителя САУ было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. У механика-водителя имелся свой входной люк, располагавшийся в верхнем лобовом листе корпуса, в крышке которого устанавливался смотровой перископический зеркальный прибор. Посадка и выход экипажа, а также загрузка боекомплекта производилась через двухстворчатую бронедверь, располагавшуюся в верхнем кормовом листе боевой рубки.



В качестве основного оружия в боевом отделении на станке была установлена 76,2-мм пушка ЗИС-З образца 1942 года с клиновым затвором и полуавтоматикой механическою (копирного) типа.

Горизонтальные цапфы орудия устанавливались в подшипниках, закрепленных на переднем листе рубки. Две боковые распорки станка пушки были связаны с бортами корпуса машины.

При стрельбе прямой наводкой использовался штатный прицел пушки ЗИС-З, при стрельбе с закрытых огневых позиций - панорамный прицел. Для наблюдения за полем боя в крыше рубки устанавливался перископ-разведчик, который имел шкалы измерения углов для корректирования стрельбы. В походном положении этот прибор укладывался внутри машины.



Кроме того, в листе боевой рубки слева от пушки был установлен 7,62-мм пулемет ДТ.



Личное вооружение экипажа состояло из пистолетов-пулеметов ППШ или ППС и десятка гранат Ф-1



Силовая установка состояла из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 жидкостного охлаждения, установленных параллельно вдоль бортов корпуса. Общая мощность силовой установки составляла 140 л.с. (103 кВт). Пуск двигателей САУ производился с помощью двух электростартеров или вручную с помощью заводной рукоятки. Включение стартеров отдельное - для каждого двигателя. Емкость топливных баков составляла 320 л, запас хода машины по шоссе достигал 250 км.



Механическая трансмиссия САУ состояла из двух четырехступенчатых КПП. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления были механические. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 45 км/ч.

Для внешней радиосвязи предусматривалась установка радиостанции 9Р, для внутренней — танкового переговорного устройства ТПУ-ЗР. Для связи командира с механиком-водителем использовалась световая сигнализация (сигнальные цветные лампочки).

Как только не называли эту самоходку... "Сукой", "коломбиной" и "голо...м фердинандом", "братской могилой экипажа". СУ-76 принято ругать за слабое бронирование и открытую боевую рубку. Однако объективное сравнение с однотипными западными образцами убеждает, что СУ-76 мало в чем уступала немецким "мардерам", не говоря уж о британских "бишопах".

Тем не менее, наличие этой САУ в первых рядах при наступлении воспринималось чуть с меньшим восторгом, чем работа "Катюш", но все-таки. Легкие и верткие, и ДОТ заткнут, и пулемет на гусеницы намотают. Одним словом, лучше с "коломбинами", чем без них.

А открытая рубка не позволяла отравиться пороховыми газами экипажу. Напомню, что Су-76 использовалось именно как орудие поддержки пехоты. Пушка ЗиС-5 имела скорострельность 15 выстрелов в минуту, и можно только представить, в каком аду приходилось действовать самоходчикам при ведении огня на подавление.



Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал:

"...Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников..."

При правильном использовании, а это пришло не сразу, СУ-76М хорошо показали себя как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками.

СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.

Низкое удельное давление на грунт позволяло самоходке нормально передвигаться в болотистой местности, где другие типы танков и САУ неминуемо бы завязли. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль в боях 1944 г. в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск.



СУ-76М могли проходить по наспех сооруженным гатям вместе с пехотой и атаковать врага там, где он меньше всего ожидал ударов советских самоходок.

Неплохо СУ-76М проявила и в городских боях - открытая ее рубка, несмотря на возможность поражения экипажа огнем стрелкового оружия, обеспечивала лучший обзор и позволяла весьма тесно взаимодействовать с бойцами пехотных штурмовых отрядов.



Наконец, СУ-76М могла поражать своим огнем все легкие и средние танки и равноценные ей самоходки вермахта.

С окончанием Второй Мировой войны служба СУ-76М не закончилась. В Советской Армии они эксплуатировались до начала 50-х годов, 130 машин, переданных в период войны Войску Польскому, так же были списаны к середине 50-х, несколько десятков доставшихся КНДР приняли довольно активное участие в Корейской войне, но в большинстве своем ее не пережили.



Каков же итог? А итог прост, как бронебойный снаряд. Созданная вокруг отличной пушки ЗИС-3 на базе неплохого легкого танка Т-70, выпускавшаяся большими сериями, СУ-76 сделала самоходную артиллерию Красной Армии действительно массовой.

СУ-76 стала надежным средством огневой поддержки пехоты и таким же символом Победы, пусть и не столь явным, как "тридцатьчетверки" и "зверобои". Но по массовости СУ-76 уступали только Т-34.


Источники:
Музей военной истории с. Падиково Московской области
Игорь Шмелев. «Самоходная артиллерия»
Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг"
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/samohodnie-ustanovki/101-su-76m
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +11
    5 июля 2017 15:47
    Отличная машина производства военного времени ! good С не менее замечательной дивизионной пушкой ! good Правда с огнеприпасом проблемы были в части тех же бронебойных. Ну так это не недоработка конструкторов машины и орудия , а беда другого ведомства .Ну а ненавидели её те , кто на ней воевать не обучен был и кого опять же не обученные командиры кидали вместо танков . Вот немцы грамотно подошли к своим самоходам и провели их по линии артиллерии , а не танкистов.
    1. +3
      5 июля 2017 15:59
      Это сперва самоходчики у немцев были отделены от танковых войск! А под конец и танкистам пришлось залезать в такие машины, как - танк-истребители Panzer IV/70 ( V ) и Panzer IV/70 ( А ), . JagdPz IV и "ХЕТЦЕРЫ" вот их мнение о этих машинах почему-то нигде не приводится! Да и про "МАРДЕРЫ" помалкивают.
    2. +6
      5 июля 2017 17:18
      "Отличная машина производства военного времени !"////

      Бензобак впереди, и противопульная броня. Большего безобразия
      и нарочно придумать было нельзя. Экипаж сгорал мгновенно и гарантированно.
      1. +6
        5 июля 2017 18:21
        Цитата: voyaka uh
        и нарочно придумать было нельзя. Экипаж сгорал мгновенно и гарантированно.

        Нет, в подавляющем большинстве страдал механик, у остальных шансы спастись были велики.
      2. +4
        5 июля 2017 18:34
        Ну ваши конструкторы создали "Меркава". Далее "земли обетованной" не проедет. А наши доберутся.
      3. +4
        5 июля 2017 22:33

        Схема бронирования САУ Marder III Ausf.М.
        А у СУ-76 -
        Лоб корпуса (верх), мм/град.
        25 / 60°
        Лоб корпуса (низ), мм/град.
        35 / 30°
        Борт корпуса, мм/град.
        15 / 0°
        Корма корпуса (верх), мм/град.
        10 / 20°
        Корма корпуса (середина), мм/град.
        15 / 0°
        Корма корпуса (низ), мм/град.
        15 / 30°
        Днище, мм
        7 / 81—90°
        Крыша корпуса, мм
        7
        Лоб рубки, мм/град.
        35 / 25°
        Борт рубки, мм/град.
        10 / 25°
        Корма рубки, мм/град.
        10 / 20°
        И у какой из машин лобовая броня ПРОТИВОПУЛЬНАЯ?
      4. 0
        31 июля 2018 09:13
        экипаж о-о-очень редко сгорал в отличии от классических танков(кроме мехвода)...дядька деда моего все войну прошел на такой(2 сгорели у него)
        Говорил - что когда начальство по уму воевало- то потери были меньше танковых,что боялись больше воздушных взрывов и немецких самолетов-крыши то нет. Очень не любили зиму и осадки вообще-брезент промокал.После госпиталя попал в обычные самоходчики - удрал обратно в свою часть при первой возможности -сказал:невозможно ж стрелять, вентилятор вроде есть-но после 10 выстрелов уже не видно ни хрена и дышать нечем...
        И у союзников тоже были самоходки без крыш-тот же амеровский "Вольверин"
    3. +1
      5 июля 2017 18:27
      Дааа...нехотел бы я на ней воевать...бенз за 10 мм-считай что на Жигулях выезжаешь против Пантер...
    4. 0
      5 июля 2017 18:31
      Полностью с вами согласен. Весь вопрос в грамотном использовании.
    5. +12
      5 июля 2017 19:34
      Цитата: avt
      ненавидели её те , кто на ней воевать не обучен был и кого опять же не обученные командиры кидали вместо танков .

      Совершенно точное определение!
      К сожалению и в наше время, "некоторые штатские" рассуждают, что дескать MRAP Тайфун-К лучше, чем, например БТР-82, а, дескать лёгкие БМП-2 надоть все списать на металл, они де "не держат" гранату РПГ не говоря о ПТУРе. request
      При этом напрочь забывают, что каждый вид техники, в том числе и БТТ, создан для своих задач: где самое то "тачанка" с КПВТ или ДШКМ, а в иным случае нужен 45-60 тонный танк, тяжелый БТР или БМП.
    6. +7
      5 июля 2017 21:37
      Отличная ретроспектива фотографий о СУ-76.... Заинтересовавшимся предлагаю подробнее о боевых возможностях установки узнать из "первых уст". На сайте "Военная литература" в рубрике "мемуары" выложена книга С.Горского "Записки наводчика СУ-76. Освободители Польши".... Искренне рекомендую...
  2. +6
    5 июля 2017 15:51
    Только каким трудом далась "ОГРАНКА" СУ-76!
    1. СУ-76(СУ-12) - конец 1942 года.
    2. СУ-76М(СУ-12М) - лето 1943 года.
    3. СУ-76(СУ-15) - конец 1943 года.
    "В мае 1943 г. И.В. Сталин поинтересовался у наркома танковой промышленности, что уже сделано по устранению дефектов СУ-76 и как восполнена их недостача. А узнав, что деятельность наркомата ограничилась наказаниями, обрушил на головы наркома и его замов свой гнев, изложенный в двух письмах и телеграмме, где «… подобное наказание талантливого конструктора и танкостроителя СССР, товарища Гинзбурга…» называлось «…гнусным преступлением!», а «…фактическое бездействие руководства наркомата…», по его мнению, «…оставило Красную Армию совсем без самоходной артиллерии». С.А.Гинзбург был отозван с фронта приказом Ставки, но было поздно, так как отозвание, по воспоминаниям Л.И. Горлицкого, пришло лишь через день после его трагической гибели."
  3. +8
    5 июля 2017 15:53
    Михаил Свирин
    САМОХОДКИ СТАЛИНА
    ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ САУ 1919-1945
    "Как бы то ни было, к лету 1943 г. СУ-76М (СУ-12М) пошли в войска и учебные подразделения. Их массовое боевое применение имело место на Курской дуге, и именно тут родились устойчивые слухи о ненадежности механизмов СУ-76, продержавшиеся всю войну, равно как тут же появились и первые уничижительные клички в адрес этой боевой машины, в частности «братская могила четырех танкистов», «», «душегубка». Это объяснялось отчасти и тем, что САУ отдали в подчинение танковых войск, а это было чревато тем, что большинство из них применялись теперь большей частью именно как танки без башни. И потому отработанная еще в самом начале года тактика часто менялась с точностью до наоборот - сравнительно толстобронные танки либо пехота шли, прикрываясь СУ-76, броневая защита которых была очень слабой. Но были и другие причины.
    Лето было жарким и СУ-76, практически не имевшие нормальной вентиляции боевого отделения, обзывали «душегубкой», как, впрочем, и СУ-76(И), испытывавшую в это время сходные проблемы. Уже в начале июля наркоматом было рекомендовано демонтировать «вплоть до фартука перископического прицела» крышу боевой рубки или установить на крыше СУ-76М вытяжной вентилятор.
    Машина со снятой крышей понравилась в войсках несмотря на то, что дождь лил на головы экипажа, а закрепить брезент было непросто.
    Механики-водители не любили СУ-12М, так как сидеть посередине между моторами было очень неприятно, как неудобно было оперировать для управления САУ двумя КПП, издававшими из-за несинхронной работы множество посторонних шумов. Случавшиеся поломки механизмов также не добавляли любви водителям этих машин.
    И хоть по надежности работы они уже мало отличались от средних САУ, ремонтировать их все-таки приходилось большей кровью, так как ремонт почти всегда сводился к замене КПП, главного вала или главных передач."
    1. +4
      5 июля 2017 16:55
      Цитата: hohol95
      Это объяснялось отчасти и тем, что САУ отдали в подчинение танковых войск, а это было чревато тем, что большинство из них применялись теперь большей частью именно как танки без башни. И потому отработанная еще в самом начале года тактика часто менялась с точностью до наоборот - сравнительно толстобронные танки либо пехота шли, прикрываясь СУ-76, броневая защита которых была очень слабой.

      Вы сами до это мысли дошли или Вы чью то дурь озвучили?
      Уж кто, но танкисты лучше всех понимали разницу и боевые возможности танка и САУ и посылать САУ впереди танков, можно только в особых, непосредственно требующих это условиях боя. К примеру когда есть необходимость подавить или уничтожить хорошозащищенную цель, которую танковая пушка не берет.
      Вспомните хотя бы фильм "На войне как на войне", какую задачу комбриг Деев ставил комбату самоходок, где двигаться и на какой скорости.
      1. +1
        5 июля 2017 17:00
        Вы запамятовали, что речь идёт не о СУ-152! СУ-76 и Т-34, КВ-1(1с) имели одинаковые осколочные снаряды!
        1. +2
          5 июля 2017 17:26
          Цитата: hohol95
          Вы запамятовали, что речь идёт не о СУ-152! СУ-76 и Т-34, КВ-1(1с) имели одинаковые осколочные снаряды!
          Снаряд то один, но у СУ-76, из -за более длинного ствола и больших углов вертикальной наводки он летел дальше
          1. +1
            5 июля 2017 22:58
            Цитата: svp67
            Снаряд то один, но у СУ-76, из -за более длинного ствола и больших углов вертикальной наводки он летел дальше

            Длинна ствола у Ф-34(Т-34), ЗИС-5 (КВ-1С) и ЗИС-3(СУ-76) - одинаковая, и равняется 40-ка калибрам.
            К примеру когда есть необходимость подавить или уничтожить хорошозащищенную цель, которую танковая пушка не берет

            Не улавливаю взаимосвязи между "дальность стрельбы" и "хорошозащищенная цель" :)))
          2. +1
            5 июля 2017 23:15
            Цитата: svp67
            Цитата: hohol95
            Вы запамятовали, что речь идёт не о СУ-152! СУ-76 и Т-34, КВ-1(1с) имели одинаковые осколочные снаряды!
            Снаряд то один, но у СУ-76, из -за более длинного ствола и больших углов вертикальной наводки он летел дальше

            Вертикальные углы наводки одинаковы и равны +25° поэтому и баллистика идентичная.
      2. 0
        5 июля 2017 17:04
        С автором этих строк ВЫ увы уже не подискутируете по причине его кончины!
        Михаил Николаевич Свирин "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919 – 1945"
        Ежели у Вас есть подтверждение тому, что вышеописанных событий не было в жизни - предъявите...
        1. +4
          5 июля 2017 17:33
          Цитата: hohol95
          Ежели у Вас есть подтверждение тому, что вышеописанных событий не было в жизни - предъявите...

          Знаете, в таком тоне спорить бесполезно. Что пехота могла использовать СУ, в отсутствие танковой поддержки в роли "танков НПП" верю, что кто то из танкистов мог быть "особо одаренным"- то же, но что это было повсеместно - нет.
      3. +3
        5 июля 2017 17:14
        И Вы вспомните в каком году разворачивались события в произведении "НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ" -
        "Двадцать четвертого декабря тысяча девятьсот сорок третьего года. Первый Украинский фронт перешел в наступление. На участке Радомышль – Брусилов оборону немцев прорывала 3-я Гвардейская танковая армия. Первые три дня самоходный полк полковника Басова находился в резерве начальника артиллерии 6-го Гвардейского танкового корпуса.
        Самоходки закопались в лесу, куда они прибыли еще за два дня до начала наступления. Лес этот младший лейтенант Малешкин – командир СУ-85 – считал ни с чем не сравнимым убожеством. Немецкие летчики с артиллеристами так его обработали, что он просматривался насквозь – и с боков, и сверху."
        К концу 1943 года уже старались более грамотно применять полки самоходных орудий! И не равняйте СУ-76 с СУ-85.
        1. +1
          5 июля 2017 17:27
          Цитата: hohol95
          И не равняйте СУ-76 с СУ-85.

          Я Вас уверяю, что придай Дееву не Су-85, а Су-76 он их использовал бы так же.
          1. +1
            5 июля 2017 18:16
            Цитата: svp67
            Су-76 он их использовал бы так же.

            Если не бережней, так как Су-85 бронирована была куда серьезней.
            Цитата: svp67
            придай Дееву

            Дею.
          2. 0
            5 июля 2017 22:35
            А устав требовал расстояние между атакующим танками и поддерживающими их самоходками от 300 до 600 метров!
        2. +3
          5 июля 2017 18:59
          Цитата: hohol95
          К концу 1943 года уже старались более грамотно применять полки самоходных орудий! .

          Если бы...
          В отличие от танков лсап придавали командирам стрелковых дивизий, которые толком не знали, как это оружие надо использовать. Так, в приказе №03 (от 6 января 1944 го¬да) по БТ и МВ Белорусского фронта об использовании в боях самоходной артиллерии есть ссылка на следующий пример. 21 ноября 1943 года командир 397 сд полковник Адоньев приказал командиру 1901 лсап сопровождать атаку пехоты, но конкретной задачи не поставил. Командир 1901 лсап майор Детченко, нарушив все уставы и инструкции КА, приказал самоходчикам опередить пехоту, а затем первыми ворваться в населенный пункт. В результате боя 5 СУ-76 было подбито и советские войска с позором отошли. В том же приказе указывалось место самоходных установок (в атаке и обороне) — за боевым порядком пехоты и танков (на 300-600 м), а также определялись разные требования по сопровождению САУ автоматчиками и саперами.
          1. 0
            31 июля 2018 09:18
            Цитата: svp67
            Командир 1901 лсап майор Детченко, нарушив все уставы и инструкции КА,
            -и причем здесь пехота???!!!!!
            1. 0
              31 июля 2018 09:23
              Цитата: свой1970
              -и причем здесь пехота???!!!!!

              А ей всегда достается, пехота же.
              1. 0
                31 июля 2018 19:03
                Цитата: svp67
                Цитата: свой1970
                -и причем здесь пехота???!!!!!

                А ей всегда достается, пехота же.

                сначала вы пишете
                Цитата: svp67
                В отличие от танков лсап придавали командирам стрелковых дивизий, которые толком не знали, как это оружие надо использовать

                тут же пишите
                Цитата: svp67
                Командир 1901 лсап майор Детченко, нарушив все уставы и инструкции КА

                Какое отношение дуролом майор Детченко имел к типа "неумелой "пехоте?
      4. +2
        5 июля 2017 17:32
        Svp,я читал воспоминания маршала Воронова и он говорил,что танкисты не берегли самоходки:" относились к ним как к плохим танкам" .
        1. +1
          5 июля 2017 18:28
          Цитата: Монархист
          Svp,я читал воспоминания маршала Воронова и он говорил,что танкисты не берегли самоходки:" относились к ним как к плохим танкам" .

          На счет "не берегли" вы где взяли у Воронова, что то это не нашел
          Наше опасение полностью оправдалось, дальнейший путь развития советской самоходной артиллерии принял единственное направление — сопровождать танки. Отношение к самоходным установкам танкисты не изменили, по-прежнему называли их «плохими танками». А наша пехота осталась без весьма нужных ей самоходных орудий сопровождения.

          И читая эти мемуары, сложилось мнение об обиде маршала на то, что САУ были выведены из его подчинения и переподчинены общевойсковым командирам.

          Приказ НКО СССР № 020 от 10 января 1943 г.
          «Об усилении огневой мощи танковых и механизированных частей и соединений КА»
          Приказ
          Народного комиссара обороны Союза ССР
          № 020
          10 января 1943 г.
          гор. Москва

          Содержание: Об усилении огневой мощи танковых и механизированных частей и соединений КА

          В целях усиления огневой мощи танковых и механизированных частей и соединений Красной Армии ПРИКАЗЫВАЮ:

          1. С 15 января 1943 года в штаты частей дополнительно ввести:

          а) В гвардейский танковый полк прорыва — взвод автоматчиков, численностью 33 человека и 32 ППШ.

          б) В танковую бригаду — роту противотанковых ружей по штату № 010/375, численностью 61 человек и 18 ПТР.

          в) В танковый и механизированный корпуса — минометный полк РГК по штату № 08/106 и самоходный артиллерийский полк РГК, по штату № 08/158.

          2. Повысить с 1 января 1943 года оклады содержания личному составу частей, подразделений и отдельным группам бойцов, вооруженных противотанковыми ружьями: рядовому и младшему начсоставу на 100 %, среднему и выше начальствующему составу в среднем на 25 %.

          Размеры оклада по каждой должности установить распоряжением начальника финансового управления при НКО по согласованию с командующим бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии.

          Народный комиссар обороны СССР
          И. Сталин

          И как Вы объясните это:
          В докладной записке начальника штаба артиллерии Красной Армии члену ГКО В.М. Молотову от 6 апреля 1943 года сообщалось: «Опыт показал, что самоходные орудия нужны, так как ни один другой вид артиллерии не дал такого эффекта в непрерывном сопровождении атак пехоты и танков и взаимодействия с ними в ближнем бою. Материальный ущерб, нанесенный противнику самоходными орудиями, и результаты боя окупают потери».



      5. +2
        5 июля 2017 18:30
        В фильме СУ-100 имхо
        1. +3
          5 июля 2017 18:56
          Цитата: Torkvat Torkvat
          В фильме СУ-100 имхо

          И лето, вместо зимы и что?
      6. +2
        5 июля 2017 19:32
        И ещё по действиям комбрига Дея -
        "– Запомните, самоходки должны двигаться за моими танками в ста метрах.
        – Это не по уставу, товарищ полковник, – возразил Беззубцев.
        Огромные белки Дея заметались, но он сдержал себя и как бы между прочим заметил:
        – Мне тоже как-то доводилось читать устав, товарищ лейтенант. Сто метров, и ни сантиметра дальше. Понятно?

        Беззубцев вытянулся:
        – Так точно, товарищ полковник!
        – Все. С богом!
        Дей резко вскинул руку, резко повернулся и пошел вдоль колонны легко и быстро. За ним побежал адъютант, придерживая болтавшуюся сбоку планшетку.
        Саня обиделся не на грубость полковника и не на жестокий приказ, а на то, что он не обратил никакого внимания на командиров машин, как будто их и не было. «А ведь не комбату идти за танками в ста метрах и не ему гореть, а командиру машины, а он даже не посмотрел на нас. Да какое ему дело до младшего лейтенанта Малешкина…» – думал Саня, возвращаясь к своей самоходке. Точно так же размышлял и Пашка Теленков, и Чегничка, и командир машины Вася Зимин."
        1. +2
          6 июля 2017 05:37
          А погиб Малешкин от шального осколка, залетевшего через открытый люк....
      7. +2
        6 июля 2017 01:14
        Цитата: svp67
        , какую задачу комбриг Деев ставил комбату самоходок, где двигаться и на какой скорости.

        Дык,это был 1944-й, Украина. К тому моменту уже разобрались, как следует использовать САУ, и в уставе прописали. Но поначалу были потери именно из-за нецелевого применения. Точно так же терялись СУ-122(на базе Т-34), по той же причине - водили в атаку пехоту... сурово,но кто ж знал - вид вооружения был новый.
  4. +1
    5 июля 2017 16:00

    СУ-76. «Братская могила» или оружие Победы?
    Александр Чубачин
  5. +4
    5 июля 2017 17:14
    С противопульной броней и водителем, сидящем
    на бензобаке... sad

    Конечно, можно хвалить все подряд, что выпущено во время ВОВ, но...
    должны же быть какие-то разумные пределы? recourse
    1. +3
      5 июля 2017 17:25
      А варианты какие?массовая,лёгкая самоходка,мобилизационная техника.
      Недостатки компенсировалось массовостью,в противоборстве с технически превосходившим вермахтом иных вариантов нет.
      1. +3
        5 июля 2017 17:53
        Варианты?
        Не проектировать боевую технику, где экипаж
        сразу и гарантированно сгорает от первого же попадания.
        Интересно, инженер, который сотворил такой позор согласился
        бы сам пойти на ней в бой - вряд ли...

        Не все советская легкая бронетехника была такой. Например, легкий
        танк Т-70 был сделан отлично. Его любили танкисты, любили больше, чем т-34.
        1. +3
          5 июля 2017 18:00
          А база сушки,не т70 случайно?
          Инженерная школа советская ещё формировалась,а армия не всегда свои требования чётко сформулировала.
          И не предназначенна сушка получать прямые попадания,второй эшелон.
          1. +4
            5 июля 2017 18:08
            От Т-70, но посмотрите, как скомпонован танк -
            с бензобаком сзади - и как эта штуковина...
            С 76 мм орудием самоходка Су-76 поддерживала пехоту в наступлении
            и, значит неизбежно хватала снаряды.
            Даже танк Т-34-76, который был хорошим танком поддержки
            пехоты, пробивался со своим 45 мм лбом корпуса почти из всего, что
            было у немцем. Но хоть не все погибали... Чего уж говорить
            про Су-76. sad Пускать ее в бой - было преступление со стороны командования.
        2. avt
          +5
          5 июля 2017 18:18
          Цитата: voyaka uh
          Например, легкий
          танк Т-70 был сделан отлично. Его любили танкисты, любили больше, чем т-34.

          bully Азохенвей! Это таки сильно ! bully Особенно после
          Цитата: voyaka uh
          Бензобак впереди, и противопульная броня. Большего безобразия
          и нарочно придумать было нельзя. Экипаж сгорал мгновенно и гарантированно.

          bully Даже википедист отъявленный мог бы такое не писать , чтобы не получить
          Цитата: апро
          А база сушки,не т70 случайно?

          Всё остальное ваше чётко укладывается в
          Цитата: avt
          .Ну а ненавидели её те , кто на ней воевать не обучен был и кого опять же не обученные командиры кидали вместо танков

          Поскольку даже таки понять разницу между Су-122/85/100 таки не дано . Но это ваша беда , а не наши проблемы. Собственно как и сравнение Т-60/70 с 34-кой массово выпускавшиеся во времена , когда РККА просто люто не хватало танков , тех же Т-34-76. На которые ,кстати опять же от отсутствия производства дизелей , ставили и авиационные бензиновые двигатели в Горьком. Пока заводы на полную не заработали. Р.S Вот по воспоминаниям покойного родственника дальнего Кузьмы Филипповича-мехвода , так он весьма хорошо отзывался о ,,Валентине" аглицком .
          Что если бы не пушка слабже 34-ки , то мол никакого сравнения - для экипажа лучше ,,Валентин".Оно и понятно - мехводу на 34-ке на ходу -постоянный ...армрестлинг bully
          Цитата: апро
          Инженерная школа советская ещё формировалась,а армия не всегда свои требования чётко сформулировала.
          no
          Ну вот с этим категорически не согласен !И школа уже была и кадры , а вот мощностей производственных в связи с эвакуацией -да . Не хватало , как и станочного парка , который подогнали по ленд-лизу . А школа была и не хуже немцев - панцервагены 3-и лихо в САУ перелицевали.Да и модельный ряд экспериментальный был вполне себе богатый с до военных времён и военных тоже. Миша Свирин весьма толково и главное доходчиво со ссылками в своей работе по танкам и САУ расписал . Очень рекомендую
          1. +3
            5 июля 2017 23:16
            Одинаковое шасси не означает одинаковую компоновку. smile
            Лобовая броня легкого танка Т-70 - 45 мм, такая же как у среднего танка Т-34.
            А у самоходки Су-76 на том же шасси - 25 мм.
            Бензобаки у Т-70 - сзади, а у Су-76 - спереди, сразу за картонной броней.И механик
            самоходки сидит между движками и бензобаком.
            1. +1
              5 июля 2017 23:31
              Нет, я понимаю, что в Израиле все такие вумные и хитрые. Но сравнивать броню Т-70 и Т-34... Это за гранью разумного. У Т-34 и Т-70 башенная броня тоже одинаковы? А бортовая броня? Тем более что у Т-70 лобовая броня 45 мм только у НЛД. ВЛД же имеет всего 35 мм. Я теперь не удивляюсь, почему вас все время арабы убивают, а раньше убивали ВСЕ европейские народы.
            2. +6
              6 июля 2017 09:19
              Цитата: voyaka uh
              Одинаковое шасси не означает

              А вот полемика в оценке этой САУ как раз означает, что "некоторые штатские", причем не только "сыны дома Израилева", до сих пор не врубились что есть Су-76М и для чего она создавалась. fool
              Данная самоходка есть пушка ЗиС-3, которую вместо лошадиной или автомобильной тяги (а, зачастую, "пердильной солдатской" при непосредственной сопровождении пехоты) поставили на легкое гусеничное шасси, образно говоря с тем же противопульным щитом, хотя и более развитым. На техническом уровне тех лет.
              Какие тут баки, брони?
              Легкое массовое орудие, которое должно быстро переползать от укрытия к укрытию и поддерживать пехоту. И БК к этой САУ стрелковый взвод может легко принести руками. И отбуксировать при надобности автомобилем или, даже, шестёркой лошадок с помощью л/с потянуть немного.
              Для более "злых случаев" - иных, более сложных задач, выпускались и более мощные и защищённые, но несравнимо более сложные и дорогие, требующие гораздо более объемного тылового и технического обеспечения САУ: Су-85, 100, 122, 152.
            3. avt
              +3
              6 июля 2017 09:54
              Цитата: voyaka uh
              Лобовая броня легкого танка Т-70 - 45 мм, такая же как у среднего танка Т-34.
              А у самоходки Су-76 на том же шасси - 25 мм.

              bully Ой Вэй! А у бронетранспортёра ? А чего только танк с САУ сравнивать , давайте сразу с .....бронепоездом ! ,, А в попугаях я гора-а-аздо длинне!" bully
        3. +4
          5 июля 2017 19:27
          Мардер намного сильнее бронирован? Про славный Хитцер смотреть надо БИБИсивый фильм как там удобно наводчику работать и где командир находился .
          Так что примерно один уровень у всех легких САУ , всех стран.
          1. +1
            5 июля 2017 22:51
            Мардер такая же скверная поделка, как и Су-76. Ругать надо и ту и другую, а не хвалить.
            1. +2
              6 июля 2017 01:22
              Вояка хорошо сейчас рассуждать,а тогда было своё виденье проблемы,и решалась доступными на то время методами.Советская армия получила сушку сопровождения пехоты,сыграла она свою роль,задача выполнена.
              1. +1
                6 июля 2017 11:17
                Давайте тогда хвалить все подряд и у русских, и у немцев, и
                американцев. Фиговый танк (любой страны) ? - нет, "тогда было такое видение проблемы..."
                Красивая фраза, но бессмысленная.
                1. +1
                  6 июля 2017 11:51
                  Вы забыли один существенный момент - самоходные установки семейства СУ-76 строились не на ШАССИ танка Т-70, а с использованием агрегатов и механизмов используемых для изготовления танка Т-70! А первоначально для этих целей предполагалось использовать агрегаты и части Т-60!

                  Опытный образец 76,2-мм штурмовой САУ завода № 37. 1942 г.
            2. 0
              6 июля 2017 15:02
              Ну а я про что ? Война , давай давай , все и у всех .
              Мардер это что . Вот посмотрев про Хитцер понял и мардер и сушка это хрен с ним , а хицер это финишь . Наводчик изгибаясь аки акробат палит из пушки , командир так вообще не пойми где , но на них воевали (куда деваться ) . А варианты командира великой пантеры смыться из горящего танка тоже не внушают оптимизма ! Так что толстая броня танка не очень повышали шансы некоторых членов экипажа выжить . Да и в борт пантеру прошивало практически все. Так что главное правильное применения машины .
              1. 0
                6 июля 2017 15:20
                "а хицер это финишь . Наводчик изгибаясь аки акробат палит из пушки , командир так вообще не пойми где "///

                Мардер была ужасна.
                У Хэтцера была специфическая задача: из засады пару раз выстрелить по танку - попал-не попал - и обязан убежать. Они ни с кем не взаимодействовали - "киллеры" танков из замаскированной засады.

                А бедные Су-76 были привязаны к пехоте, хотя не могли ее эффективно поддерживать из-за своей низкой живучести на поле боя. Т-34-76 выполнял их роль гораздо лучше. Но Т-34 частенько задействовали для борьбы с танками (для чего он был слабоват)
                и поэтому в поддержке перхоты заменяли дешевым суррогатом - Су-76.
                1. +1
                  6 июля 2017 16:22
                  Опять Вы упускаете важный момент - годы появления и задачи для которых эти машины создавались -
                  СУ-76 - артиллерийская поддержка пехоты и танков
                  "Мардеры", "Хетцеры" и прочие "Ягдпанцеры" - борьба с ОРДАМИ советских танков! Так-же и ШтуГи перевооружённые на 43-х калиберные 75 мм пушки и бронированием в лобовой проекции 80 мм превратились в противотанковые САУ! Пехоту они поддерживали в боях заключительного периода войны попав не в противотанковые дивизионы, а на пополнение в танковые и моторизованные части!
                2. 0
                  6 июля 2017 16:30
                  В общем то выживаемость экипажа су76 при поддержки пехоты все же выше чем у расчета ЗИС-3 или УВС . 10 мм брони осколок держит и очереди МГ .
                  Если не забивать гвозди стеклянным молотком то все будет нормально .
                  Дешевые суррогаты были у всех
                  1. +1
                    8 июля 2017 17:40
                    Вообще-то 25-35мм. да ещё и под приличным углом laughing
                3. 0
                  8 июля 2017 17:49
                  Если-бы у вас там умели читать, то смогли-бы прочесть , что основное достоинство CУ-76М - это возможность взаимодействия с пехотой он-лайн, и возможность командира наблюдать поле боя!
                  Если-бы вы у себя уважали страну (которая вас создала из...того, что было laughing) , то смогли-бы читать мемуары советских танкистов, которые пишут, что командиры немецких панцеров до 300м висели в комбашнях, наблюдая за полем боя в бинокли.
                  Так-же поступали и командиры СУ-76М и именно этого был лишён т34\76\57!
    2. 0
      5 июля 2017 18:32
      Скорее всего от нищеты нашей..
    3. +1
      8 июля 2017 17:39
      израэль к этому времени ничего лучше не смог выпустить, что-бы показать гоям как надо фашиков мочить laughing
      Западные "настоящии" эвреи в это время рулили нацистскими деньгами в дочланде, Швейцарии и САСШ.
      А советскии "ненастоящии" евреи создали СУ-76М , прихлопнули немецко-фашисткую гадину в Берлине, и создали израэль в 1949 году (который благополучно продался САСШ уже в 1952г. laughing )
  6. 0
    5 июля 2017 17:42
    У Драбкина встречал отрицательные оценки "". Как-то и бывший фронтовик говорил,что эти СУ76 были мягко выражаясь авном
    1. avt
      +5
      5 июля 2017 18:26
      Цитата: Монархист
      У Драбкина встречал отрицательные оценки "". Как-то и бывший фронтовик говорил,что эти СУ76 были мягко выражаясь авном

      ,,А немцы все со ,,шмайсерами"-головы не поднять , а мы по ним из одной трёхлинейки..." тоже слышали и от реально ветеранов.
    2. +6
      5 июля 2017 20:50
      Цитата: Монархист
      У Драбкина встречал отрицательные оценки "". Как-то и бывший фронтовик говорил,что эти СУ76 были мягко выражаясь авном

      А другие фронтовики жгли Фердинанды начиная с лета 41-го...
      Как-то и бывший фронтовик говорил,что эти СУ76 были мягко выражаясь авном

      А некоторые считали СВТ дрянью, а ее надо было просто чистить и вовремя регулятор переключать.
      1. +2
        5 июля 2017 21:34
        Цитата: Альф
        А другие фронтовики жгли Фердинанды начиная с лета 41-го...

        Может 43-го?
        wassat
        1. +2
          5 июля 2017 22:44
          С 1943 до 9 мая 1945 при количестве выпуска 90 шт!
          Когда в конце 1944 году встретились с ЯгдПАНТНРАМИ то из войск пошли сообщения об "ОБЛЕЧЁННОМ ФЕРДИНАНДЕ на шасси ПАНТЕРЫ"
          "Также осенью 1944 г. с фронтов начали поступать многочисленные сигналы о применении немцами тяжелых САУ "фердинанд". Причем краткие описания, сопровождавшие учетные данные о подбитых машинах после осмотра их трофейными командами, казалось бы, не оставляют никаких сомнений в том, что на поля боев вышел старый знакомый, только облегченный до 45 т за счет уменьшения лобовой брони до 100 мм, а бортовой – до 50 мм. В кулуарах НКТП эту машину даже именовали порой "фердинанд-2", но лишь немногие "трофейщики" подчеркивали, что указанная САУ монтировалась на шасси танка "пантера". Но по сути отечественные танкостроители были правы. Эта САУ, носящая название "ягдпантера", была призвана заменить собой "фердинанды", доказавшие в ходе боев 1943 г. свою эффективность."
  7. +1
    5 июля 2017 19:40
    Рабочая лошадка войны.
    1. +1
      5 июля 2017 23:30
      Рассказывал мне давно уже вояка старый (подполковник Арефьев) как они на дуло пушки СУ-76 одевали ведро и немцы издалека их принимали за "Зверобой" и резво исчезали .
  8. +3
    5 июля 2017 22:04
    Автору спасибо за грамотное изложение, и небольшая поправка к описанию машины.
    Су-76м (Су-15) имела один двигатель ГАЗ-202, а не два. А вот сам двигатель ГАЗ-202 состоял из двух шестицилиндровых двигателей ГАЗ-11, объединенных в 1 агрегат.
    1. 0
      5 июля 2017 22:45
      Первоначально от этого двигателя отказывались...
    2. 0
      16 февраля 2018 13:39
      Цитата: Гончар
      Су-76м (Су-15) имела один двигатель ГАЗ-202, а не два. А вот сам двигатель ГАЗ-202 состоял из двух шестицилиндровых двигателей ГАЗ-11, объединенных в 1 агрегат.

      Ваша поправка не совсем точная. ГАЗ-202 это дефорсированный до 70 л.с. двигатель ГАЗ-11(85 л.с.). А два ГАЗ-202 в тандеме назывались ГАЗ-203 .
  9. +3
    5 июля 2017 23:51
    Видимо была поставлена задача спроектировать лёгкий танк, а затем и САУ на базе автомобильных агрегатов, чтобы иметь возможность массового производства. Если бы проектировали с целью достижения максимальных ТТХ, массовости бы не получилось, и пехота осталась бы без мобильной артиллерийской поддержки. Потери среди самоходчиков снизились бы, а вот среди пехотинцев увеличились бы. Да и вряд ли смогли бы наступать с таким высоким темпом в 44-м. Низкий темп наступления - это дополнительные возможности противнику закрепиться, а это снова дополнительные потери среди наступающих. В отличие от лёгкого танка, эта штука, в некоторых случаях, имела возможность поражать укрепления с большего расстояния, а это больше возможностей выжить для её экипажа. Кстати, никто не видал в кинохронике, как даже в уличных боях непосредственную огневую поддержку оказывает пехоте буксируемая трехдюймовка? А теперь представьте, как солдаты выкатывают эту дуру на руках и разворачивают под огнём противника. Думаю, что в такой ситуации СУ-76 гораздо предпочтительнее. По-крайней мере, быстрее подьедет, и сразу откроет огонь. И хоть от стрелкового оружия броня прикроет. Не надо их было на танки и зарытые в землю противотанковые орудия бросать, тогда бы и потери были не большие. И ещё. Знаете от чего, в первую очередь, артиллерия несёт большие потери? От того, что вовремя не меняет позиции. Главное правило - стрельнул - поменял позицию. И с чем лучше менять позицию: с буксируемой пушкой или САУ? Сейчас передовые державы производят буксируемые пушки, в основном, на экспорт, а для себя САУ, хотя броня у них ни в какое сравнение с танками не идёт. Сегодня, кстати, никому даже в голову не придёт бросать САУ в боевых порядках наступающей пехоты на штурм позиций противника, а тогда могли - отсюда и потери.
  10. +4
    5 июля 2017 23:58
    При наступлении часть артилерии выделяется для непосредственной поддержки пехоты огнем и колесами. При этом рассчеты этих орудий попадают под пулеметно-снайперский и минометный огонь. Вот эту задчу Су-76 и решали весьма успешно. Плюс высокоподнятый ствол позволял успешно бороться с пулеметчиками, снайперами и др. целями на верхних этажах эданий.
  11. 0
    11 июля 2017 10:40
    Мой дядя Иван Никифорович погиб в В.Пруссии в янв.45-гг. В похоронен написано, что мехвод СУ-76м сгорел в бою. Не помню уже у какого города.
    1. +1
      1 декабря 2017 18:04
      Цитата: Кот Гришка
      Мой дядя Иван Никифорович погиб в В.Пруссии в янв.45-гг. В похоронен написано, что мехвод СУ-76м сгорел в бою. Не помню уже у какого города.

      Мой дядька погиб там же, в тоже время. Был наводчиком на СУ-76м