Самоходные минометы 2С41 «Дрок» поступают в войска

44
Самоходные минометы 2С41 «Дрок» поступают в войска


Российская армия получила первую партию перспективных самоходных минометов 2С41 «Дрок». Эти машины помогут наработать опыт эксплуатации подобной техники, который затем будет использоваться при массовом ее внедрении. В перспективе при помощи изделий «Дрок» планируется повысить мобильность минометных подразделений и соответствующим образом улучшить их общую боевую эффективность.



Первая партия


О поступлении минометов 2С41 в вооруженные силы 18 июля сообщила пресс-служба госкорпорации «Ростех». Согласно официальному пресс-релизу, предприятия из состава корпорации передали министерству обороны первую экспериментальную партию «Дроков». Техника поступает в войска.

Подробности поставки не сообщаются. Не названо общее количество техники, наличие вспомогательных средств, подразделение-получатель и т.д. По всей видимости, речь идет о партии из нескольких машин, достаточной для переоснащения одного или нескольких минометных подразделений. Получателем могут быть воздушно-десантные войска, в прошлом упоминавшиеся как будущий основной эксплуатант изделий 2С41.

Также напомнили основные особенности и преимущества нового самоходного миномета. Руководство «Ростеха» обратило внимание на использованное шасси, которое дает комплексу «Дрок» высокую мобильность и защищает экипаж. При этом артиллерийская часть обеспечивает возможность решения разных задач, а цифровая система управления огнем повышает ее эффективность.


По совокупности характеристик самоходный миномет 2С41 «Дрок» не уступает иностранным образцам своего класса, а по некоторым параметрам превосходит их.

Перспективная разработка


Перспективный самоходный миномет «Дрок» разрабатывался в ЦНИИ «Буревестник» (г. Нижний Новгород) из состава «Ростеха» при участии ряда других предприятий. Целью проекта являлось создание подвижного артиллерийского комплекса с 82-мм минометом на основе имеющихся и вновь разработанных компонентов, сочетающего повышенную мобильность и улучшенные боевые качества.

Разработка «Дрока» началась в середине десятых годов. Через несколько лет готовую технику этого типа начали показывать на выставках и других открытых мероприятиях. Параллельно опытные образцы проходили испытания на полигонах. Сообщалось, что опытно-конструкторская работа завершится в ближайшем будущем, и ориентировочно в начале двадцатых годов миномет 2С41 поступит на вооружение.

Согласно последней новости, к настоящему времени проект дошел до стадии сборки экспериментальной партии и ее передачи в войска. Вероятно, эта техника предназначается для опытной эксплуатации перед запуском полноценной серии и принятием на вооружение. Это означает, что массовое освоение изделий 2С41 в армии становится делом обозримого будущего.


Миномет на колесах


С технической точки зрения минометный комплекс 2С41 «Дрок» представляет собой колесный бронеавтомобиль, оснащенный оригинальным боевым модулем под 82-мм миномет и новыми системами управления. За счет такой архитектуры достигаются высокая подвижность и повышенные огневые характеристики.

«Дрок» строится на основе колесного шасси К-4386 «Тайфун-ВДВ». Это двухосная машина полной массой ок. 14,5 т, способная с высокой скоростью передвигаться по шоссе или работать на бездорожье. Корпус броневика обеспечивает всеракурсную защиту от пуль и осколков; экипаж и внутренние агрегаты также защищены от подрыва мин под колесом и днищем.

На крыше броневика смонтирован оригинальный боевой модуль с минометом и сопутствующими системами. Перед ним располагается модуль с пулеметом для самозащиты. Внутри корпуса размещаются места экипажа из четырех человек, а также средства управления огнем и стеллажи для боекомплекта. Под боевое отделение фактически отдается вся средняя и кормовая часть корпуса.

Основным вооружением комплекса 2С41 является 82-мм казнозарядный миномет в боевом модуле. Механизмы модуля обеспечивают горизонтальную наводку в пределах 35° вправо и влево от оси и вертикальную от 45° до 85°. Максимальная дальность стрельбы достигает 6 км. Скорострельность – до 10 выстр./мин. Боекомплект – до 64 выстрелов.


Экипаж располагает современной системой управления огнем. В ее состав входят приборы спутниковой навигации, баллистический вычислитель и пульт управления механизмами наведения. СУО позволяет комплексу 2С41 работать самостоятельно или получать данные для стрельбы с пунктов управления.

Предусмотрен набор дополнительного вооружения. Для самозащиты на марше или на огневой позиции экипаж должен использовать боевой модуль с пулеметом ПКТ и боекомплектом 500 патронов. На бортах основного модуля помещено 12 дымовых гранатометов. Кроме того, на машине перевозится носимый 82-мм миномет 2Б24. При необходимости минометчики могут спешиться и использовать его.

Явные преимущества


Перспективный самоходный миномет 2С41 «Дрок» разрабатывался, в первую очередь, для минометчиков ВДВ. По результатам этого проекта они должны были получить современную десантируемую машину с хорошими показателями подвижности и требуемым уровнем огневой мощи. В перспективе боевые машины такого рода могли бы потеснить или даже полностью заменить возимые / носимые минометы в ВДВ. Кроме того, подобная техника представляет интерес и для сухопутных войск или морской пехоты.

Комплекс 2С41 имеет ряд важных особенностей и преимуществ. Так, большое значение имеет применение серийного колесного шасси. «Тайфун-ВДВ» обеспечивает переброску на большие расстояния и позволяет быстро выходить на огневую позицию и покидать ее. При этом на всех этапах боевой работы экипаж остается под защитой брони, что снижает угрозы от ответного огня противника.


82-мм миномет «Дрока» основан на существующей конструкции, однако отличается улучшенными характеристиками. За счет совершенствования конструкции удалось повысить максимальную дальность огня. Цифровая СУО и дистанционное управление упрощают наводку и повышают точность, как при самостоятельной работе, так и при применении в составе подразделения.

При всем этом, орудие на башне дополняется возимо-носимым минометом того же калибра. Основным остается миномет в модуле, но дополнительная 82-мм система в определенных ситуациях поможет сохранить боеспособность.

Желаемый результат


В целом проект 2С41 «Дрок» воплощает известную концепцию кочующего миномета – боевой единицы, способной быстро менять позиции и вновь открывать огонь. При этом приняты все меры для повышения основных характеристик, выполнения специфических требований заказчика и сокращения ожидаемых рисков. Боевая машина, созданная с применением такого подхода, уже прошла все необходимые испытания и подтвердила расчетные характеристики.

Таким образом, разработка перспективного самоходного миномета 2С41 успешно завершилась, и теперь предприятия «Ростеха» осваивают производство этой техники. Готовые изделия экспериментальной партии недавно передали вооруженным силам. Очевидно, что за этой партией в будущем последуют новые, и начнется полноценное перевооружение.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    20 июля 2023 04:47
    Меня смущают габариты платформы. Высота свыше 3 метров. Слишком заметная цель на поле боя. На гусеничном шасси машина получилась куда компактнее. Да и 120мм миномет куда эффективне своего брата 82мм.
    Где-то так, всем доброго утра!
    1. +3
      20 июля 2023 06:39
      Цитата: Коте пане Коханка
      Да и 120мм миномет куда эффективне своего брата 82мм.

      Тоже сразу об этом подумал. Тайфун мог бы вполне увезти и 120 калибр.

      . Разработка «Дрока» началась в середине десятых годов. Через несколько лет готовую технику этого типа начали показывать на выставках и других открытых мероприятиях.

      Выставки это святое! И только через полтора года СВО первая партия наконец-то появилась в войсках.
      1. +7
        20 июля 2023 07:07
        По результатам этого проекта они должны были получить современную десантируемую машину с хорошими показателями подвижности и требуемым уровнем огневой мощи.

        Опять со своим "десантированием" носятся. Заканчивать надо с этой темой. Как закончится ресурс у основной массы Ил-76 советской постройки, так и закончится эта эпопея с "легкой, десантируемой пехотой в тылу". Вон тыл, вон враг, а что толку.
        1. +4
          21 июля 2023 14:47
          Кто вообще придумал что должны обязательно в тыл кого-то десантировать? С учётом размеров нашей страны 99% десантирований будет на свою же территорию.
      2. -3
        22 июля 2023 15:00
        Увезти-да, сможет. А как стрелять? Днище вынесет с какого выстрела?
      3. +1
        26 июля 2023 22:27
        Ну 120 мм это уже Флокс. Ну или Лотос.
    2. +6
      20 июля 2023 18:55
      А вас не смущает что у гусеницы ресурс меньше. Кроме того, колесная более тихая и маневренная
    3. +7
      20 июля 2023 22:34
      У 120 отдача сильней и база должна быть крепче, либо лифт на почву. Поэтому 120мм носит имя Флокс и сделан на соответствующей базе. А хотелки у всех есть и у МО тоже, но есть физика, она не дружит с МО
    4. 0
      27 июля 2023 12:02
      На гусеничном шасси машина получилась куда компактнее. Да и 120мм миномет куда эффективне своего брата 82мм.

      120мм миномёты, а вернее орудия-миномёты на гусеничном ходу уже давно не только построены, но и широко представлены в войсках - это НОНА-С . Так же можно упомянуть установки "Вена" и "Хоста", а для тех же десантов "Лотос" на шасси БМД-4. Зачем ещё огород городить, просто стоит наладить серийное производство и поставку в войска.
      1. +1
        19 октября 2023 07:33
        Полностью согласен. Зачем новое заместо старого, проверенного, действующего.
  2. +4
    20 июля 2023 05:30
    Статья про этот "Дрок" без подписи и примерно того же содержания была на ВО 18 июля.
    Дежа вю или "День сурка"?
  3. 0
    20 июля 2023 05:52
    Автор! Не вы первый написали про этот «Дрок», не представляющий из себя ничего нового...
    * * *
    Потерялось во времени и пространстве бытие АС-12 (по некоторым источникам АС-31).
    А ведь в преддверии Дня ВМФ будет более интересна судьба спасённой жизнями четырнадцати офицеров-моряков «секретной подлодки»...И по своему назначению и характеристикам она больше подходит для «зеркальных ответов» конкретному гадливому государству.
    hi
  4. +8
    20 июля 2023 05:54
    Я этот "дрок" видел на выставке лет 5 назад, а только сейчас начали шевелиться. Там было ещё несколько интересных образцов арт техники на колесах, наконец то начали на колеса все ставить, я за колеса. Был и "тигр" с минометом на корме, и Урал с гаубицей. Но почему у нас всегда всё так долго? Уверен, еслиб сейчас не клюнуло и не шевелились дальше. Прям беда.
  5. +7
    20 июля 2023 06:56
    Ну насчёт 120-мм, видно не пришло его время, но и 82-мм будет хорош: сколько крови нам попили кочующие миномёты НАТО калибра 60-мм...
    1. -2
      20 июля 2023 11:49
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Ну насчёт 120-мм, видно не пришло его время, но и 82-мм будет хорош: сколько крови нам попили кочующие миномёты НАТО калибра 60-мм...

      Ценность 82мм минометов в их весе при достаточном могуществе боеприпасов.
      У 120мм миномета дальность выше 82мм на треть, у 60мм - в два раза.
      Автоматический василек (82мм) спокойно монтируется на любой рамный пикап. Нона-СВК таскает 120мм комбинированием орудие-миномет. Здесь предлагают 82мм почти в тех де гаьаритах. Вопрос -зачем?
      Нашей пехоте необходимо, что-то маленькое и низенькое, а не этот «гроб» который при приближении к линии фронта на 5 км любой срисует.
      1. +3
        21 июля 2023 11:53
        Хороший МРАП- это гроб? никто не мешает лично вам кататься на УАЗике и на первой ТМ отправиться к праотцам либо от хлопушки FPV
      2. +2
        22 июля 2023 19:32
        Ну как назови мне что будет не ГРОБ? Уазик ?Или может Урал? Или здоровая шасси бмп/бтр у которых защита ну явно не сильно лучше, мне вот просто интересно что для диванных экспертов которые всегда всем недовольны нужно то, вы хоть идей предлагайте
      3. +1
        26 июля 2023 22:43
        Современные средства обнаружения срисуют хоть маленькую, хоть большую. Станции контрабатарейная борьбы тоже.
        Зато у большой машины все хорошо с местом для расчёта и БК для миномета, а условно если миномёт прикрутить к багги, то там БК будет 10 снарядов и все, условно конечно. Для диверсионных действий это норм, мирняк покошмарить, а для подавления противника маловато конечно... Тут проблем с БК нет.
    2. +2
      20 июля 2023 22:40
      Ещё бы воздушный подрыв минам 82мм, вообще бы красота была.
  6. -7
    20 июля 2023 07:37
    учитывая насыщенность нынешних современных армий ручными ПТ средствами, разведдронами и дронами камикадзе, данный агрегат пустой перевод денег в высокотехнологичный металлолом. 82мм миномет можно поставить и на квадрик, главное мобильность и скрытность.
    1. +6
      20 июля 2023 09:15
      Это комментировать - только портить :)))) Защита от осколков, пуль, фугасов - нееее, мы будем тупо на квадриках атакующие порядки поддерживать!!!!

      А если без шуток - минус Дрока это 82 мм миномет. Но может быть разродятся 120 мм на шасси Спартака. Хотя скорее Флоксы подъедут.
      1. -8
        20 июля 2023 09:31
        внимание вопрос - сколько минут проживет этот бронеминомет в открытую поддерживая атакующие порядки?
        1. +6
          20 июля 2023 17:30
          Цитата: faiver
          внимание вопрос - сколько минут проживет этот бронеминомет в открытую поддерживая атакующие порядки?

          Вы вообще в курсе, как действуют минометчики? :)

          Отвечая, на ваш вопрос: существенно дольше, чем расчет передвигающийся на нескольких квадроциклах по полю и с 4-6 выстрелами к миномету. И пользы от самоходного миномета будет в десятки раз больше.

          Еще раз: связка миномет+квадроцикл хороша в лесу, там, где применение обычной брони затруднительно. И то, с оговорками. Но не на открытых пространствах и не в городе.
          1. -1
            21 июля 2023 10:34
            Вы вообще в курсе, как действуют минометчики? :)
            - начнем с малого что обычные минометчики в войсках сие чудо техники не получат от слов совсем и никогда
            зачем минометчикам лезть на открытую местность? их там накроют хоть на квадриках, хоть на этом бронепепелаце.
            1. +2
              21 июля 2023 17:10
              Цитата: faiver
              - начнем с малого что обычные минометчики в войсках сие чудо техники не получат от слов совсем и никогда

              Машина для ВДВ, ИМХО. Для СВ если разродятся, то возьмут шасси от Спартака.

              Необходимость пересадки минометов с шасси "слона" на колесное шасси назрела еще лет 40 т.н. А первый опыт использования бронированного шасси для самоходного миномета Россия получила еще в советский период в годы ВОВ. Была там небольшая серия от заводов Ленинграда да ГАБТУ все похоронила.

              Цитата: faiver
              их там накроют хоть на квадриках, хоть на этом бронепепелаце.

              Их везде могут накрыть. В том числе и просто при смене позиции, и при обычном марше - вопрос выживания.
              В полевом сражении по типу того, что сейчас идет в Запорожье - квадрики существенно более уязвимы. В сражении в лесной местности, как на Купянском фронте - чуть менее.
              В добавок колесное бронированное шасси позволяет возить МНОГО больший боекомплект, чем квадр: для перевозки миномета, расчета и вменяемого б/к надо минимум 3 квадра.

              Я в одном согласен - сам по себе Дрок вызывает много вопросов в части вооружения и не освоенного (в отличии от тигра или спартака) шасси, но концепция более чем верная.
              1. -1
                21 июля 2023 23:46
                Цитата: Blackgrifon
                ГАБТУ

                Поправка - не ГАБТУ, а тогдашний ГРАУ.
      2. +1
        22 июля 2023 19:35
        Да эти "эксперты" ( или эффективные менеджеры)) готовы ВСЮ армию пересадить на убогие машинки без брони и квадрики, ВЕДЬ ЭТО ДЕШЕВЛЕ чем нормальные мрапы и другие бронемашины, им то риск осколков и пуль не грозит
      3. 0
        27 июля 2023 12:13
        А если без шуток - минус Дрока это 82 мм миномет. Но может быть разродятся 120 мм на шасси Спартака. Хотя скорее Флоксы подъедут.

        Скорее "Лотосы" для ВДВ.
    2. +2
      20 июля 2023 09:45
      Я поясню: для действий малых отрядов легкой пехоты в лесу - квадрики норм. Для подвоза б/к в условиях позиционки - ок, но в наступлении, боях на открытой местности или при серьезных боях с большим применением арты - квадрик непригоден: нет защиты от осколков, малый боекомплект.

      Тигр, Тайфун-ВДВ или Спартак - в этих условиях лучше в разы. При том, что шасси на базе первого и последнего хорошо освоено промкой.
    3. 0
      21 июля 2023 14:48
      Поставить то можно, а БК всеравно грузовиком везти.
  7. -5
    20 июля 2023 07:37
    учитывая насыщенность нынешних современных армий ручными ПТ средствами, разведдронами и дронами камикадзе, данный агрегат пустой перевод денег в высокотехнологичный металлолом. 82мм миномет можно поставить и на квадрик, главное мобильность и скрытность.
    1. +2
      21 июля 2023 08:13
      Стрелять он только с "квадрика" не сможет. С этой точки зрения 2С12 - тоже на "квадрике". По нормативу время перевода в боевое положение - 3 минуты. Представляю себе мысленный мат миномётчиков, когда начальство им об этом нормативе напоминает.
  8. -5
    20 июля 2023 09:48
    Перемудрили с этим Дроком.
    10 в минуту для 82 мм????
    Очень маленькая скорострельность.
    Единтвенный его плюс это умный прицел. Остальное дорого обходящиеся дешевые понты. Начиная от платформы которая дорогая и сомнительная по проходимости.
    1. +3
      21 июля 2023 08:11
      А потому что это не автомат, в тоже время заряжание с казны, причём затвор должен обеспечивать обтюрацию без гильзы. В условиях ограниченного пространства бронеавтомобиля и будут упомянутые 10 выстр./мин. Но ведь Василек фу-фу-фу, это не в мировых трендах. И пофиг, что у китацев самоходный Василёк уже есть. Там же дурнее сидят, чем в Европах и НАТах.
      1. -2
        21 июля 2023 17:01
        Однако стратеги диванные минусов мне понакидали.
        В Дроке самое крутое итна самом деле нужное это СУО. Приделай эту СУО к любому "подносу" в кузове Урала или в МТЛБ со срезаной крышей. И кидай в ствол "подарки" в четыре руки. И будет то что нужно.
  9. 0
    21 июля 2023 08:08
    Как же у нас не любят Василёк. А никто не заметил, что скорострельность Дрока - 10 выстр./мин? Меньше, чем у "обычного" миномёта. Все преимущества меньшего калибра теряются. Потому что сделали, грубо говоря, "полуавтомат" 82-мм, стреляющий миномётными минами. Проще новую артсистему было сделать, чем взять то, что уже работает. Поразительно.
    Это - довоенная разработка. Когда мы хотели быть "как все". "Как у всех" все эти МРАПы барахтаются в наших грязях, все уже увидели. На хранении БМП-1 тоже как грязи. Неужели сделать новый Тайфун дешевле, чем модернизировать БМП-1 или БТР-70?
    1. +2
      22 июля 2023 19:42
      Действительно, я вам если поискать могу фоток 20 найти где после мины от "бэхи" и бтр 80-82 остаётся задняя часть а все остальное искаженый метал, и я могу найти ещё больше фото где после подрыва мрапа на ТАНКОВОЙ мине все в бронекапсуле остались ЖИВЫ, ну такие "эксперты" как вы конечно можете гонять на картоне под названием бмп1/2 и бтр 70/80
    2. 0
      25 июля 2023 15:16
      Недавно было видео, где применялся именно "Василек", при чём необычного вида, либо модернизация, либо старый вариант с воздушным охлаждением. Можно было наблюдать и сюжет под Антоновским мостом, когда по вражеской группе пехоты прилетело как раз четыре боеприпаса, что характерно именно для 2Б9.
      И тоже за более широкое применение "Василька", но ставил бы его на более массивное шассии "Урала", как у САО "Флокс", с опорами на грунт. Тогда можно будет хранить подготовленный боекомплект в контейнерах, и в большом количестве, почти при любых погодных условиях, не боясь незначительных осадков.
  10. -2
    21 июля 2023 11:30
    Затянули с разработкой такой техники – тем более что у американцев, китайцев и даже шведов самоходные минометы имеются уже давно. Выбор "Тайфуна" не совсем понятен: для вооружения механизированных подразделений уровень защищенности не выглядит достаточным – тут бы соорудить этот же миномет, но на базе имеющихся БМП и БТР, а если он предназначен для пехоты легкой, то тут же следует вопрос о том, пролезет ли этот не самый миниатюрный автомобиль во всякого рода "особые условия" вроде гор, лесов и городских завалов.
    1. +1
      21 июля 2023 14:50
      Такой пойдёт в подразделения с лёгкой техникой, в вдв и росгвардию. В первую очередь.
  11. 0
    22 июля 2023 11:22
    Углы горизонтального и вертикального наведения боевого модуля разочаровали. Получается, что огонь прямой наводкой невозможен. Да и огонь по флангам по 35 градусов вправо и влево не впечатляет.
    Ожидал от машины большего.
  12. +3
    22 июля 2023 19:10
    Цитата: Blackgrifon
    не освоенного

    А как его освоить, если не осваивать?
  13. 0
    30 сентября 2023 12:27
    Комплекс 2С41 имеет ряд важных особенностей и преимуществ. Так, большое значение имеет применение серийного колесного шасси. «Тайфун-ВДВ» обеспечивает переброску на большие расстояния и позволяет быстро выходить на огневую позицию и покидать ее.


    Боюсь, автор выдаёт желаемое за действительное. С каких это пор «Тайфун-ВДВ», он же "Тайфунёнок" -- побочный продукт проекта Тайфун-К, стал серийным шасси? Напоминаю, что разработчики на Камазе, по одной им одним ведомой причине, собрали эту машину, применив ключевые агрегаты не просто импортированные из-за рубежа, а импортированные из стран НАТО. ЕМНИП у этой машины двигатель, коробка передач, элементы трансмиссии и даже шины произведены в странах НАТО. Именно поэтому места в войсках у этой машины нет. ВДВ с их небольшой серийностью, возможно. И то вряд ли. Пару лет назад камазовцы обещали локализовать производство, но судя вот по этой фразе:

    Подробности поставки не сообщаются. Не названо общее количество техники, наличие вспомогательных средств, подразделение-получатель и т.д. По всей видимости, речь идет о партии из нескольких машин, достаточной для переоснащения одного или нескольких минометных подразделений.

    ничего с локаклизацией у них не получается и, видимо, сделали из того, что наимпортировали по серым схемам. Во всяком случае по выставкам эта машина расскает на шинах Мишлен XZL.

    С точки зрения МО РФ эта платформа мёртворождённая, интерес к ней минимален. У МО есть свой проект универсальной колёсной платформы -- ВПК "Волк" и миномёта на его базе. Кстати 120-мм и с опорной плитой на земле. Но у Камазовцев в правительстве серьёзное лобби и они имеют возможность пиарить свои проекты.

    С началом СВО очевидным стало то, что наш ВПК за последние годы превратился в клубок лоббистских схем и коррупции, где производители преследуют свои узкокорыстные корпоративные интересы, думая об интересах армии в самую последнюю очередь, а генералитет и адмиралтейство либо в силу скудоумия, либо в виду желания жить широко и богато, участвует во всём этом бардаке.
  14. -1
    2 декабря 2023 03:23
    Мобильный миномётный взвод огневой поддержки для командира роты главное ударное средство.
    9 Дроков на батальон было бы очень неплохо.